Торстейн Инги Сигфуссон


Торстейн Инги Сигфуссон родился 4 июня 1954 года на одном из островов Вестманнаэйяра.
Окончил колледж в Рейкьявике и Копенгагенский университет (специализация – физика и математика).
В 1978 году он был приглашен в Кавендишскую лабораторию при Кембриджском университете, где занимался научной деятельностью
в области низкотемпературного магнетизма.
Исследования, касающиеся производства синтетического топлива из внутренних источников энергии, проводились в Университете Исландии еще в 1977 году. Тогда в качестве альтернативы рассматривались такие материалы, как бензин, метанол, аммиак и водород. Но в последние 15 лет исследования были сосредоточены главным образом на водороде.
В настоящее время Исландия находится в стадии преобразования: уже в следующем году водородом начнут заправлять автотранспорт и рыболовецкий флот, а лет через 30–40 предполагается полностью отказаться от углеводородного топлива.
Эта страна в своем роде уникальна. Ни газа, ни нефти там нет. Исландии легче и выгоднее отказаться от традиционных энергоносителей. Если водород оправдает себя хотя бы в небольшой отдельно взятой стране, то тем самым он докажет свою пригодность для всей мировой экономики. В сентябре 2002 г. ЕС принял долгосрочную программу перехода к «интегрированной водородной экономике»
в масштабах всей Европы. Этот план рассчитан на 50 лет, и его значение уже сейчс сравнивают с промышленными революциями.

Ученый номера (3/2008)

Торстейн Инги Сигфуссон

В 1981 году Торстейн Инги Сигфуссон удостоен премии Клерка Маквелла за работу над методом температурной модуляции.

В 1983 году он защитил диссертацию «Электронное строение и магнитные возбуждения интерметаллида Ni3Al».

В 1985 году занялся экспериментальной физикой, а в 1986 году – физикой твердого тела. В 1987 году Торстейнн Сигфуссон начал работать в Научном институте.

В 1988 году его и Джона Халфданарсона выдвинули на получение премии за развитие технологий (Nordic Technology Prize).

В 1989 го­ду Торстейну Инги Сигфуссону поступило предложение заняться исследовательской работой в Университете Исландии.

С 1990 по 1991 годы он возглавлял комитет по связям с общественностью в Университете Исландии.

С 1991 по 1995 годы Торстейн Инги Сигфуссон являлся Председателем правления Научного института.

В 1994 году он стал Председателем Исследовательского комитета Исландии  и возглавил в Университете Исландии Комитет по сотрудничеству. В 1995 году он был назначен Председателем комиссии «Фулбрайт» и директором Исследовательского института (проект RITTS по региональным инновациям в Исландии). С 1997 по 2000 год Торстейнн Сигфуссон был назначен правительством на должность Председателя Исследовательского совета Исландии Rannis.

В 1991 году вступил в организацию Hamburg Hydrogen Society, которая ведет работу по применению водорода как экологически чистого энергоносителя. Впервые была предложена идея – перевести рыболовный флот Исландии на водород.

В 1998 году для продолжения работы в области во­дородной энергетики Министерством промыш­ленности Исландии была основана компания ICELANDIC NEW ENERGY и в  2000 году Торстейнн Инги Сигфуссону предложили стать ее председателем.

В 2003 году он стал сопредседателем Комитета внедрения и связей Международного Партнерства по водородной экономике. Начиная с 2006 года, Торстейн Инги Сигфуссон становится членом Совета директоров Международной ассоциации водородной энергии.

9 июня 2007 года в Санкт-Петербурге Владимир Путин вручил Торстейн Инги Сигфуссону премию «Глобальная Энергия».
В этом же году Торстейн Инги Сигфуссон стал генеральным директором недавно созданного Инновационного центра Исландии. Он опубликовал много работ на такие темы, как применение геотермальной энергии и водородные технологии.

Исследования, проведенные в Университете Исландии, показали, что в ближайшем будущем единственным способом аккумулирования достаточного количества водорода на борту крупного рыболовного судна будет использование метанола. Теоретически Исландия может обеспечить энергией весь рыболовецкий флот путем сочетания метанола, полученного электролизом, и карбоновых оксидов, выделяемых исландской металлургической промышленностью. Такой вариант уменьшил бы выброс парникового газа в рыболовецком секторе на 55 %. В 1997 г. исследовательская группа Университета Исландии разработала план перехода Исландии к водородной экономике. Вначале – демонстрационный проект: три городских автобуса, работающих  от топливных элементов РЕМ, в системе общественного транспорта Рейкьявика, затем постепенная замена автобусного парка Рейкьявика (возможно, и других городов) на подобные машины, перевод легковых автомобилей. Следующий этап – демонстрационный проект: опытное рыболовецкое судно, работающее от топливного элемента РЕМ (водород на борту аккумулирован в метаноле ) и далее  – постепенная замена рыболовецкого флота аналогичными судами. Данный план заинтересовал три крупные европейские компании, в результате была основана «Новая энергия Исландии» – дочерняя корпорация Университета Исландии, занявшаяся продвижением водородной экономики в стране.